эксклавный субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 15,1 тыс. кв. км. Центр - Калининград. К. о. расположена на зап. окраине Восточно-Европейской (Русской) равнины, граничит на севере и востоке с Литвой, на юге - с Польшей, на западе омывается водами Балтийского м. (Куршский и Калининградский (Вислинский) заливы); до ближайшего региона России (Псковская обл.) - ок. 500 км. По К. о. протекает 4610 рек (самые протяженные - Неман с притоком Шешупе, Преголя с притоками Лава, Анграпа, Инструч), имеется ок. 4 тыс. озер (крупнейшее - Виштынецкое оз.), в области расположен Государственный природный национальный парк Куршская коса. Население: 941,8 тыс. чел. (2010), национальный состав: русские - 86,4%, украинцы - 3,7, белорусы - 3,6, литовцы - 1,1, армяне - 1, лица др. национальностей - ок. 6%.
К. о. была образована на территории бывш. Кёнигсберга (с 1946 Калининград) и прилегающей к нему округи, переданных СССР по решению Потсдамской конференции летом 1945 г. Сразу после окончания войны функции управления регионом были возложены на военные органы, ответственные за гражданские дела, 7 апр. 1946 г. образована Кёнигсбергская обл. в составе РСФСР, власть была передана Управлению по гражданским делам Кёнигсбергской обл. при Совете министров РСФСР. 4 июля 1946 г. область получила совр. название. В мае-дек. 1947 г. в регионе были сформированы органы власти и управления - советы разных уровней и их исполкомы, управления и институты уполномоченных союзных и республиканских ведомств и др. В этот же период закончилось формирование системы партийных органов власти (обком, райкомы, горкомы). В 1947-1948 гг. нем. население региона было депортировано в центральные районы Германии (свыше 100 тыс. чел.). До сер. 50-х гг. XX в. население К. о. увеличивалось преимущественно за счет переселения людей из РСФСР (Смоленская, Ленинградская, Московская, Рязанская, Курская, Воронежская, Горьковская и др. области), Белорусской, Украинской, Литовской и в меньшей степени из др. союзных республик.
7 апр. 1946 г. область была разделена на 14 районов: Гумбинненский, Даркеменский, Земландский, Инстербургский, Кёнигсбергский, Кройцбургский, Лабиауский, Пилькалленский, Рагнитский, Тапиауский, Фридляндский (Фридландский), Хайлигенбайльский, Хайнрихсвальдский и Шталлупёненский. С 7 сент. 1946 г., в ходе кампании по массовому переименованию населенных пунктов, районы получили новые названия: Гусевский, Озёрский, Приморский, Черняховский, Гурьевский, Багратионовский, Полесский, Краснознаменский, Советский, Гвардейский, Правдинский, Ладушкинский, Славский, Нестеровский. В 1947 г. образованы Большаковский, Железнодорожный и Калининградский районы, в 1958 г. Советский р-н переименован в Неманский. Были упразднены в 1959 г. Калининградский р-н, в 1962 г. Большаковский, Железнодорожный и Ладушкинский районы, в 1963 г. Гвардейский, Гусевский, Неманский, Приморский и Черняховский районы. В 1965 г. восстановлены Гвардейский, Гусевский, Неманский, Приморский (с названием Зеленоградский) и Черняховский районы. После адм. реформы 2008 г. в составе К. о.- 7 городских округов: Калининград, Ладушкинский, Мамоновский, Пионерский, Светловский, Советский, Янтарный - и 15 муниципальных районов, включающих 19 городских и 45 сельских поселений: Багратионовский, Балтийский, Гвардейский, Гурьевский, Гусевский, Зеленоградский, Краснознаменский, Неманский, Нестеровский, Озёрский, Полесский, Правдинский, Светлогорский, Славский, Черняховский.
До XIII в. территория К. о. была заселена западнобалтским племенем пруссов-язычников. Первым христианство в Вост. Пруссии проповедовал сщмч. Адальберт (Войтех) Пражский, убитый пруссами в 997 г. (предположительно неподалеку от совр. с. Берегового Балтийского р-на). В 1008-1009 гг. христианство среди пруссов распространял еп. сщмч. Бруно Кверфуртский, которому удалось крестить прусского кн. Нетимера. Епископ был убит вассалами Нетимера. Спустя 100 лет его дело продолжили польск. цистерцианцы. Косвенные свидетельства источников позволяют считать, что в XI в. имели место малоудачные попытки христианизации прусских племен со стороны рус. духовенства. 4 сент. 1210 г. папа Иннокентий III признал Пруссию до назначения там собственного епископа в юрисдикции польск. Гнезненского архиепископа.
В 1-й пол. XIII в. в результате агрессии Тевтонского (Немецкого) ордена католицизм утвердился на прусских землях. В 1525 г. орден был секуляризирован его магистром Альбрехтом фон Бранденбург-Ансбахом, конфессией новообразованного герц-ства Пруссия было провозглашено лютеранство (Пруссия стала 1-м лютеран. гос-вом). В XVII в. в Кёнигсберге появились общины православных и иудеев. XVIII-XIX века отмечены политикой веротерпимости прусских правителей (королей Фридриха II Великого, Фридриха Вильгельма II и др.; подробнее см. в ст. Германия). В 1-й пол. XX в. крупнейшей конфессией на территории совр. К. о. было лютеранство. В 1947 г. советские власти зарегистрировали 12 религ. об-в герм. граждан бывш. Вост. Пруссии: 6 лютеранских, 5 католических и баптистское. В 1948 г. они были сняты с регистрации из-за депортации немцев. В последующие годы, несмотря на активную борьбу православных и представителей др. конфессий за легализацию, действовал запрет на регистрацию религиозных обществ. В 1967 г. офиц. статус получила калининградская община евангельских христиан-баптистов (см. Баптисты). В 1985 г. было принято решение о регистрации православной общины в Калининграде.
К 1 янв. 2011 г. в К. о. было зарегистрировано 169 религ. орг-ций, действовали 83 незарегистрированные религ. группы. Основные конфессии и религ. орг-ции представлены следующим образом: РПЦ - 73 орг-ции, в т. ч. 3 мон-ря (составляют Калининградскую и Балтийскую епархию), Римско-католическая Церковь - 24 орг-ции и 13 незарегистрированных групп, Евангелическо-лютеранская церковь - 15 орг-ций и 29 незарегистрированных групп, христиане веры евангельской (пятидесятники) - 14 орг-ций, адвентисты седьмого дня - 8 орг-ций, евангельские христиане-баптисты - 7 орг-ций и 7 незарегистрированных групп, Иеговы свидетели - 4 орг-ции и 11 незарегистрированных групп, Новоапостольская церковь - 2 орг-ции и 11 незарегистрированых групп, евангельские христиане - 6 орг-ций, христиане веры евангельской - 5 орг-ций, мусульмане - 2 орг-ции и 4 незарегистрированные группы, иудаисты - 3 орг-ции.
Православие. Первая правосл. община на территории совр. К. о. (в герц-стве Пруссия) появилась в сер. XVII в., она состояла из выходцев из Речи Посполитой. Во 2-й половине того же столетия в Вост. Пруссии имелось несколько правосл. приходов, правосл. храм в Кёнигсберге упоминается в 80-х гг. XVII в. Из Вост. Пруссии происходили видные представители правосл. Церкви 2-й пол. XVII в., трудившиеся в Речи Посполитой: Иннокентий (Гизель) и Адам Зерникав. В 20-30-х гг. XVIII в. при правосл. общине в Кёнигсберге работала типография, где издавались книги на польск., рус. и церковнослав. языках, ее владельцем был купец В. Квасовский. Во время Семилетней войны (1755-1762) в оккупированной русскими войсками Вост. Пруссии было открыто неск. правосл. церквей, в частности, 14 сент. 1760 г. был освящен правосл. храм в честь Воскресения Христова в здании Штайндаммской кирхи. Православие не получило широкого распространения в Вост. Пруссии.
В 20-30-х гг. XIX в. в Мазурском поозёрье в Вост. Пруссии (совр. Польша) поселились старообрядцы-федосеевцы, в нач. 20-х гг. XX в. здесь образовалась единоверческая община (см. Единоверие), один из ее настоятелей окормлял небольшие группы православных в Вост. Пруссии, в т. ч. общину в Кёнигсберге, состоявшую из неск. десятков рус. эмигрантов. В общину входил религ. писатель, преподаватель Кёнигсбергского и Варшавского ун-тов Н. С. Арсеньев. В 1938-1944 гг. богослужения совершались в здании Лёбенихтской гимназии в Кёнигсберге. И единоверческая, и кёнигсбергская общины состояли в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского). В годы второй мировой войны численность правосл. населения в Вост. Пруссии увеличилась за счет остарбайтеров (граждане, депортированные нем. властями на территорию Третьего рейха для использования в качестве рабочей силы) и военнопленных, среди перемещенных лиц были и священники.
После окончания войны и создания К. о. новый советский регион был заселен выходцами из традиционно правосл. земель России, Белоруссии и Украины. В 1947 г. началась борьба православных за открытие церквей и регистрацию общин; до 1956 г. они подали в центр более 15 ходатайств, в местные органы власти такие прошения поступали десятками. Помощь верующим калининградцам пытались оказать Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Виленский архиеп. Корнилий (Попов), председатель Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Г. Г. Карпов. Усилия были безуспешными. Местные власти, стремясь сохранить полностью атеистический статус молодой советской области, отвечали отказом на просьбы о регистрации приходов. Ответом на позицию властей стала подпольная церковная деятельность: в различных городах и селах региона заштатными священниками или священнослужителями, приезжавшими из Литовской ССР, Белоруссии и др. мест, совершались нелегальные богослужения. Из-за отсутствия в К. о. легальных религ. орг-ций атеистическая пропаганда в области была направлена в первую очередь против «сектантов» или против неконкретизированных «религиозных предрассудков».
В 1967 г. в К. о. было зарегистрировано 1-е религ. объединение - община евангельских христиан-баптистов, до 1985 г. эта община являлась единственной легальной религ. группой в регионе. 30 нояб. 1978 г. была учреждена должность уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по К. о. 23 апр. 1985 г. Совет по делам религий утвердил решения калининградских городского и обл. исполкомов советов народных депутатов о регистрации православной общины в Калининграде (от 25 февр. и от 1 марта того же года). Православным передали бывш. нем. кирху Юдиттен (возведена в кон. XIII в.), в 1986 г. в ней освятили храм во имя свт. Николая Чудотворца. Калининградский приход был включен в Смоленскую и Вяземскую епархию (с 1989 Смоленская и Калининградская). В 1988 г. было образовано Калининградское благочиние Смоленской епархии.
В 1991 г. РПЦ были переданы бывш. кирха предместья Розенау, в которой освятили Покровский храм, и бывш кирха предместья Понарт, в которой освятили Рождество-Богородицкий храм, в 1994 г. в бывш. кирхе Креста Господня был освящен православный Крестовоздвиженский собор. 22 февр. 1993 г. для окормления православных приходов в К. о. учреждено Балтийское вик-ство Смоленской и Калининградской епархии. В 1995 г. в Калининграде был заложен собор Христа Спасителя, при строящемся соборе освятили часовню вмч. Пантелеимона. 10 сент. 2006 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил верхний храм собора в честь Воскресения Христова. Нижний храм в честь Нерукотворного образа Спасителя был освящен 27 сент. 2007 г. Смоленским и Калининградским митр. Кириллом (Гундяевым) (ныне Патриарх Московский и всея Руси). В храме установлен переданный в 1996 г. из Германии Свято-Князь-Владимирским братством «Мемельский» иконостас, который был создан во время Семилетней войны для рус. гарнизона в Мемеле (совр. Клайпеда, Литва). Нижний храм собора является храмом-памятником рус. воинам, погибшим в Вост. Пруссии. В янв. 2002 г. в К. о. существовали 42 прихода, 51 храм, мон-рь, в клир Балтийского вик-ства входили 43 священника и 6 диаконов. В 2006 г. был освящен храм во имя прав. Феодора Ушакова в Балтийском военно-морском ин-те, позднее построена часовня прп. Илии Муромца при Калининградском ин-те ФСБ.
31 марта 2009 г. была учреждена Калининградская и Балтийская епархия РПЦ, временное управление к-рой было оставлено за Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, окормлявшим приходы К. о. со времени их создания. 28 окт. 2010 г. Калининградская областная дума передала РПЦ 15 зданий, в т. ч. бывш. католич. храм Св. Семейства, кирху Луизы, кирху Арнау, а также замки, принадлежавшие Тевтонскому ордену (из 60 замков, существовавших в пределах К. о. до Великой Отечественой войны, полностью или в виде руин сохр. 19, большинство из них передано в ведение РПЦ). В марте 2012 г. Мин-во культуры РФ выделило средства на реставрацию переданных РПЦ зданий.
В 90-х гг. XX в. в К. о. действовали без регистрации 2 прихода Русской православной Церкви за границей, в 2000 г. перешедшие в юрисдикцию отколовшегося от РПЦЗ митр. Виталия (Устинова). В кон. ХХ в. были созданы 2 общины «Российской православной автономной церкви» («суздальский раскол»).
Старообрядчество. Первые упоминания о группах старообрядцев в К. о. относятся к 1948 г. Община Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) была зарегистрирована в 2004 г., в К. о. также имеется община поморцев.
Римско-католическая Церковь. Первым католич. Прусским епископом 18 февр. 1216 г. стал Христиан (Кристиан), организовавший рыцарский Добжиньский орден для введения христианства в Пруссии силой оружия. Ок. 1218 г. папа Гонорий III призвал христ. мир к крестовому походу против язычников-пруссов (приравнивался к походу в Палестину). Крестовый поход в Пруссию состоялся в 1222 г. и был повторен в следующем году. В 1229 г. кн. Конрад Мазовецкий обратился за помощью в борьбе с пруссами к Тевтонскому ордену. Христианизация Пруссии крестоносцами была насильственной, шла медленно и большого успеха не имела. Согласно католич. источникам, военная экспансия в Пруссию была предпринята ради защиты христиан и миссионеров от нападавших на них язычников-пруссов, к-рые, кроме того, разоряли соседние польск. земли. Однако, по всей вероятности, названные обстоятельства были поводом для захвата Тевтонским орденом прусских земель.
В соответствии с буллой папы Григория IX от 12 сент. 1230 г. Тевтонский орден был признан основным церковным институтом в Пруссии. В 1231 г. кн. Конрад Мазовецкий заключил с орденом договор, по которому крестоносцы утвердились на землях, ранее находившихся под управлением Прусского еп. Христиана. В 1234 г., в связи с тем что еп. Христиан попал в плен, папа объявил прусские земли собственностью Папского престола и передал их Немецкому ордену, к к-рому в 1235 г. присоединился Добжиньский орден. В 1243 г. папа Иннокентий IV утвердил в Пруссии 4 еп-ства: Помезанское, Варминское (Эрмландское), Самбийское (Земландское) и Кульмское (впосл. Хелминьское). После смерти еп. Христиана в 1245 г. Иннокентий IV создал архиеп-ство Пруссии и Ливонии во главе с Альбертом Суербером, преобразованное впосл. в Рижское архиеп-ство. С этого времени на территории Вост. Пруссии действовали 2 католич. еп-ства: в юж. части - Варминское (Эрмландское), на остальной территории - Самбийское, до 1-й пол. XVI в. входившие в Рижское архиеп-ство. Все Самбийские епископы были членами Тевтонского ордена.
К 1255 г. Тевтонский орден завоевал всю Вост. Пруссию. В 1258 г. Кёнигсберг стал кафедрой Самбийского еп-ства, Фишхаузен (ныне г. Приморск) - резиденцией епископов. Кроме Кёнигсберга и Фишхаузена Самбийской кафедре принадлежали Кведнау (ныне Сев. Гора, район Калининграда), Инстербург (ныне Черняховск) и др. города. По мере завоевания орденом новых территорий Самбийский епископ получал их третью часть. Во 2-й пол. XIII в. Самбийская кафедра построила церковные замки в Фишхаузене, Меденау (ныне Логвино Зеленоградского р-на), Тиренберге (ныне Дунаевка Зеленоградского р-на), Цигенберге (ныне Подгорное Зеленоградского р-на), Повундене (ныне Храброво Гурьевского р-на) и др. В Альтштадте, основанном в 1286 г. при крепости Кёнигсберг, в 1300 г. был сооружен временный деревянный собор. На о-ве Кнайпхоф (ныне о-в Канта в черте Калининграда; с 1327 город) в 1333-1380 гг. был возведен кафедральный собор, посвященный Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем святым и св. Адальберту. Кафедральный собор Вост. Пруссии служил местом захоронения наиболее видных представителей высшей светской и духовной иерархии, родовитого дворянства. Здесь были похоронены великие магистры Тевтонского ордена, герцоги Пруссии, епископы Самбийские, а также профессора Кёнигсбергского ун-та (основан в 1544), в т. ч. И. Кант. В кон. XIII в. на территории Самбийского еп-ства открылись 2 муж. мон-ря (кармелитов и францисканцев) и 3 жен. мон-ря (цистерцианок, бенедиктинок и конгрегации св. Елизаветы Венгерской). До 1350 г. было построено 35 католич. храмов, между 1350 и 1500 гг.- еще 57 церквей. В 1457 г. Кёнигсберг стал центром орденского гос-ва и резиденцией главы ордена - великого магистра. (Прежняя столица Мариенбург была утрачена орденом в 1456 г.)
В 1523-1525 гг. в Пруссии победила Реформация. В нояб. 1522 г. великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт фон Бранденбург-Ансбах посетил в Виттенберге М. Лютера и в февр. 1523 г. обратился к рыцарям ордена с призывом отказаться от целибата и вступить в брак. Для проповеди лютеранства в Пруссию прибыли посланники Лютера И. Брисман, П. Сператус, А. Озиандер. В 1523-1524 гг. приняли лютеранство Помезанский еп. Эрхард Квайс и Самбийский еп. Георг Поленц, последний в мае 1524 г. начал секуляризацию мон-рей и церковных владений в Самбии. 8 апр. 1525 г. был подписан Краковский мир между находившимися в состоянии войны Польшей и Тевтонским орденом, по которому орден был преобразован в герцогство Пруссия, подвластное Польше и наследственное в семействе Альбрехта. Вслед за тем в Пруссии было введено лютеранство. 6 июля 1525 г. Альбрехт провозгласил «реформационный мандат», 10 дек. утвердил новый церковный устав («Агенда»), по к-рому осуществлялся переход в лютеранство Самбийского еп-ва и частей Варминского еп-ства, входивших в герцогство Пруссия, эта территория была включена в протестант. Самбийское еп-ство. 25 авг. 1530 г. в Пруссии было официально принято Аугсбургское исповедание, герц-ство Пруссия стало 1-м лютеранским гос-вом.
Хотя Самбийское и Варминское католич. еп-ства номинально продолжали существовать, на практике деятельность католич. Церкви на этих землях была прекращена. Попытка восстановить католические структуры в Пруссии, предпринятая польск. примасом в 1577 г., оказалась неудачной. С 1605 г. в Кёнигсберге официально существовала община поляков-католиков. 7 нояб. 1611 г. польский сейм принял конституцию, которая утвердила свободу вероисповедания в Пруссии. После заключения Вестфальского мира в 1648 г. в Пруссии было установлено равноправие католиков, лютеран и реформатов (кальвинистов), однако это условие не всегда соблюдалось, особенно в отношении католиков и кальвинистов. Только в 1685 г., после того как великий курфюрст Бранденбурга-Пруссии Фридрих Вильгельм, кальвинист, подписал Потсдамский эдикт, в Пруссии возобладала политика веротерпимости.
При участии польск. королевского двора и Варминского еп. Симона Рудницкого в 1614 г. началось строительство католич. храма в Закхайме (пригород Кёнигсберга), спустя 2 года храм был освящен. Поскольку Самбия не имела католич. епископа, Варминские епископы с 1635 г. добавляли к титулу «et Sambiensis». В католич. приходе Кёнигсберга настоятелями были священники Варминской кафедры, викариями обычно являлись иезуиты. В 1647 г. при католич. храме был открыт миссионерский центр, за год его работы в католичество перешло ок. тысячи протестантов. Второй католич. приход был основан в нач. XVIII в. в Тильзите (ныне Советск). Католич. часовни существовали в частных владениях, напр., в Норденбурге (ныне пос. Крылово Правдинского р-на), в Зентайнене под Тильзитом. После присоединения Вармии к Пруссии в 1772 г. католич. епископы были лишены светской власти на территории своих епархий. После разделов Польского гос-ва в 1793 и 1795 гг. католич. структуры в Пруссии были реорганизованы согласно булле папы Пия VII от 16 июля 1821 г. До конца второй мировой войны территория К. о. входила в состав Варминского еп-ства.
15 янв. 1852 г. в Варминском еп-стве был создан Самбийский деканат с центром в Кёнигсберге, ему были подчинены приходы Кёнигсберга (1300 чел.), Тильзита (2767 чел.), Мемеля (1390 чел.), Шильгаллена с часовней в Шиббене (1500 чел.) и Барчкюнена около Пилькаллена (ныне Добровольск). В 1869 г. из Самбийского деканата был выделен Литовский деканат с резиденцией в Тильзите. К Самбийскому деканату относились приходы в Кёнигсберге, Мемеле, Инстербурге и община при часовне в Коршеллене, к Литовскому деканату - приходы в Тильзите, Шильгаллене, Бильдервайчене, Шиббене, Ридельсберге и Робкоене. В 1904-1907 гг. в Кёнигсберге был построен храм Св. Семейства в неоготическом стиле (ныне в здании располагается концертный зал).
В 1925 г. католики составляли 15% населения Вост. Пруссии. К 1941 г. в Кёнигсберге насчитывалось 5 католич. храмов, из них крупнейшими были храм св. Адальберта (1904-1932), храм Св. Семейства и храм св. Иосифа в предместье Понарт (1931-1932), сохранившиеся до наст. времени. В 1938 г. в границах К. о. действовали 17 католич. приходов и 25 часовен, к 1941 г. католиками являлись 38% населения Вост. Пруссии. По мнению исследователей, значительный рост паствы католич. Церкви в Вост. Пруссии в 30-х гг. XX в. обусловлен лояльным отношением католич. духовенства к нацистскому режиму.
В 1947-1948 гг. на гос. регистрации в К. о. состояли 5 нем. католич. общин, которые распались в связи с депортацией немецкого населения. Первые упоминания о подпольных группах католиков в К. о. после Великой Отечественной войны относятся к сер. 50-х гг. XX в. В 1991 г. в Калининграде был зарегистрирован приход Св. Семейства, в 1992 г.- приход св. Адальберта и католич. благотворительный центр «Каритас Запад». С 1993 г. в Калининграде действует филиал Московского теологического колледжа св. Фомы Аквинского. В нач. 10-х гг. XXI в. в области имелись 24 католич. религ. орг-ции и 13 пастырских постов (групп), 4 храма, 10 часовен. Крупнейший храм - собор св. Адальберта в Калининграде (освящен в 2005). В Черняховске действует отд-ние ордена францисканцев-миноритов, в Гвардейске работают представители ордена вербистов, в Советске размещается католич. миссионерский центр. Духовенство региона подчиняется архиепархии Божией Матери в Москве, приходы объединены в деканат Западного региона. Основную массу прихожан составляют литовцы и поляки.
Протестантские церкви, деноминации и секты. Ок. 5% верующих в К. о.- представители различных направлений протестантизма.
О лютеранах на территории совр. К. о. известно с 1523 г. В сент. этого года личный посланник Лютера И. Брисман выступил с апологией Реформации в кафедральном соборе в Кёнигсберге, эту дату считают началом Реформации в Пруссии. В 1525 г. Тевтонский орден был упразднен, образовалось 1-е в Европе протестант. гос-во - герц-ство Пруссия. Потребность в проповедниках новой конфессии, в гос. чиновниках, юристах, дипломатах, учителях и врачах побудила герц. Альбрехта открыть в Кёнигсберге высшую школу; по замыслу учредителя Кёнигсбергский ун-т должен был противостоять влиянию в Вост. Европе католич. краковского Ягеллонского ун-та. Кёнигсбергский ун-т был открыт 17 авг. 1544 г. Выпускниками теологического фак-та ун-та были видные лютеран. теологи, философы, писатели. При ун-те сформировалась лютеран. поэтическая школа, к которой принадлежали свящ. Г. Вайзель (1590-1635), теолог В. Тило (Младший) (1607-1662) и другие поэты, писавшие церковные гимны. В 1577 г., после отстранения от кафедры Самбийского лютеран. еп. Тилеманна Хесхуса, Самбийская епархия была присоединена к Помезанскому еп-ству.
В 1925 г. лютеране составляли 82% населения Вост. Пруссии, к 1941 г. их доля сократилась до 60%. В 1931-1935 гг. лютеране региона разделились на 2 течения: пронацистскую «Евангелическую церковь германской нации» и «Исповедническую церковь», образовавшуюся в 1934 г. из противников фашизма. Одним из руководителей «Исповеднической церкви» был пастор Х. Линк из Кёнигсберга, арестованный и отправленный в концлагерь в 1937 г. На территории К. о. до Великой Отечественной войны имелось 222 лютеран. церковных здания, из них 124 сохранились полностью, 74 руинированы, остальные разрушены до основания. В Кёнигсберге до войны действовали 33 лютеран. кирхи, насчитывалось ок. 100 тыс. лютеран, что составляло 90% населения города. 15 кирх в период войны получили сильные повреждения, после войны 24 кирхи были снесены. В 1947-1948 гг., перед депортацией немцев, на гос. регистрации в К. о. состояло 6 лютеран. общин, из них 2 были в Калининграде (при кирхе Луизы и при капеллле Фридхоф на кладбище Закхайм). Старшим пресвитером лютеран. церкви в К. о. до 1948 г. являлся пастор Х. Линк.
Первая после депортации немцев община лютеран сложилась в области после приезда сюда из Германии в 1991 г. пастора К. Байера (община зарегистрирована в 1994). В наст. время лютеране имеют в К. о. 42 общины, включая 15 зарегистрированных. Кроме Калининграда лютеран. общины имеются в Гвардейске, Славске, Светлом, Мамонове, Черняховске, Правдинске, Гусеве, пос. Гаврилово Озёрского р-на, пос. Большаково Славского р-на, пос. Тургенево Полесского р-на, пос. Бабушкино Нестеровского р-на, пос. Некрасово Гурьевского р-на. Они объединены в пропство (церковный округ) с центром в Калининграде. При пропстве зарегистрирована созданная совместно с другими протестант. течениями межконфессиональная христ. миссия «Свет на Востоке». Одна из лютеран. часовен действует в здании бывш. лютеран. кафедрального собора на о-ве Канта. Большую часть лютеран в К. о. составляют рус. немцы из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Помимо приходов Калининградского пропства в К. о. имеются 2 общины «Единой евангелическо-лютеранской церкви России», созданной в 1991 г.
Орг-ции баптистов появились в Вост. Пруссии в сер. XIX в. В 1848 г. И. Г. Онкен организовал общину в Тильзите, в 1857 г. образовалась община в предместье Кёнигсберга Трагхайм. В 1939 г. в Вост. Пруссии действовали 2 баптист. объединения: Прусское (Союз нем. баптистов) и Восточнопрусское; у баптистов было 52 общины и 12 молитвенных домов. В 1947-1948 гг. на гос. регистрации в К. о. состояла нем. баптист. община в Калининграде, использовавшая католич. храм.
В послевоенный период нелегальные общины Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) фиксировались в области с 1947 г. В 1967 г. община ВСЕХБ в Калининграде стала 1-м легальным религ. объединением в области. Сегодня наследники ВСЕХБ имеют 2 общины в Калининграде, входящих в Российский союз евангельских христиан-баптистов. Баптист. общины также зарегистрированы в Багратионовске, Балтийске, Советске, Черняховске, пос. Янтарном. В 2002 г. было зарегистрировано Региональное объединение церквей евангельских христиан-баптистов К. о. В 2009 г. баптисты открыли Калининградский библейский колледж.
Вероучительно близкие к баптистам евангельские христиане (евангелисты) имеют зарегистрированные общины в Калининграде, Советске, пос. Железнодорожном Правдинского р-на.
С 1967 г. в Калининграде действует община отделившегося от баптистов движения «инициативников», к-рые с советского времени принципиально не регистрируются.
Общины методистов («Объединенной методистской церкви») были известны в регионе до Великой Отечественной войны. После войны первые методисты (переселенцы из Самары) появились в области в Советске в 1997 г., затем начали проповедовать в Калининграде, в др. населенных пунктах. В наст. время также действуют общины в Советске и в пос. Мельниково Зеленоградского р-на, зарегистрированы в 2003 г. под названием «Церковь Дождь благодати». В Калининграде имеется незарегистрированная община Корейской методистской церкви.
Христиане веры евангельской (пятидесятники) и пресвитериане (см. Пресвитерианство) действуют в К. о. с 50-х гг. XX в. Орг-ция «Еммануил» является старейшей общиной пятидесятников в Калининграде (т. н. исторический приход пятидесятников), предшествовавшую ей нелегальную общину в 1952 г. создали выходцы из Зап. Белоруссии. В Калининграде зарегистрированы также общины «Церковь Божия», имеющая филиалы в области, «Христианская евангельская церковь г. Калининграда». В К. о. действуют пятидесятнические миссии «Гедеон», «Вифания», общины «Регионального союза евангельских церквей». «Вифания» состоит из «пятидесятников-омовенцев», к-рые не признают большинство др. пятидесятнических направлений. В 2002 г. был зарегистрирован «Региональный союз христиан веры евангельской (пятидесятников)» в Калининграде.
Новоапостольская церковь имела в Кёнигсберге до Великой Отечественной войны 5 общин. Новоапостольцы вновь появились в Калининграде в 1989 г. под влиянием пропаганды герм. и канад. миссионеров, община зарегистрирована в 1991 г. В наст. время общины Северного регионального управленческого центра Новоапостольской церкви действуют в Калининграде, Гурьевске.
Харизматическое движение (см. Харизматики) в К. о. состоит из ряда отдельных орг-ций, среди к-рых наиболее известны: «Церковь Великая благодать» - необаптист. орг-ция, зарегистрированная в Калининграде в 1999 г. на базе созданной в 1994 г. амер. проповедником У. Майнсвинкелом «Церкви Миссия благодати»; «Церковь полного благословения», к-рая откололась от «Церкви Великая благодать», зарегистрирована в 2002 г.; «Церковь евангельских христиан «Солнце правды» Калининграда» - неохаризматическая организация, зарегистрированная в 1999 г.; «Христианская церковь Новое поколение» появилась в Калининграде в 1994 г. как филиал неохаризматического движения латв. пастора А. Ледяева, в 2007 г. орг-ция распалась на 4 незарегистрированные группы; «Поместноцерковники» - группы неохаризматического движения американо-кит. происхождения - возникли в кон. 90-х гг. XX в., зарегистрированы в 2000 г.; «Церковь Живого Бога» - неохаризматическое объединение пятидесятников в г. Гусеве, зарегистрировано в 1999 г. В 2005 г. калининградская группа неопятидесятников «Ковчег» провозгласила себя «протестантами восточного обряда» и объявила о создании религ. движения «Современная христианская православная церковь». Движению было отказано в регистрации из-за наличия в нем признаков тоталитарной секты. В 2007 г. была зарегистрирована «Русская евангельская церковь «Посольство Божье»» - филиал укр. движения «Посольство Божье», к-рое ряд исследователей считают тоталитарной сектой.
Адвентисты седьмого дня до Великой Отечественной войны имели небольшую общину в Кёнигсберге. Первые нелегальные общины адвентистов (в прессе их называли «субботниками») в К. о. обнаружились в кон. 50-х гг. XX в. в Полесском и Большаковском районах. Община в Калининграде была создана в 1980 г. В наст. время адвентисты имеют в К. о. 8 общин.
Первая община свидетелей Иеговы («стрефа») в К. о. появилась в Черняховском р-не в 1955 г., распалась после осуждения ее лидеров в 1958 г. Новая община была создана на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. в результате деятельности проповедников из Литвы и Польши, зарегистрирована в 1995 г. В наст. время свидетели Иеговы имеют в К. о. 4 религ. орг-ции и 11 собраний (групп).
Община мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) сложилась в Калининграде вслед. деятельности амер. проповедников в нач. 90-х гг. XX в.
Армянская апостольская церковь представлена в К. о. одной общиной в Калининграде - «Сурб Степанос» (Свято-Стефановская), относящейся к Новонахичеванской и Российской епархии, община была создана в 2001 г.
Ислам. Наиболее ранние упоминания об активности мусульман в К. о. относятся к 1949 г. Первая община мусульман-суннитов сложилась в Калининграде в 1993 г. В 2005-2006 гг. образовано Духовное управление мусульман К. о., появились мусульм. общины в Калининграде, Балтийске, Гурьевске, Зеленоградске, Гвардейске. Все они входят в Центральное духовное управление мусульман европ. части России.
В 2010 г. в пос. Б. Исаково Гурьевского р-на была открыта 1-я в регионе мечеть, в следующем году в Калининграде началось строительство соборной мечети, возводится мечеть в пос. Истровка Гвардейского р-на. В 2012 г. правоохранительные органы пресекли деятельность в К. о. международной мусульманской экстремистской орг-ции «Нурджулар».
Иудаизм. В 1925 г. иудаизм исповедовало ок. 0,5% населения региона, большинство иудеев проживали в Кёнигсберге (ок. 4 тыс.). До 1938 г. в Кёнигсберге действовали 3 синагоги, 1 синагога была расположена в Тильзите. В «хрустальную ночь» на 10 дек. 1938 г. синагоги Кёнигсберга были разорены нацистами, впосл. их сожгли. В 1938-1939 гг. были уничтожены 2 евр. кладбища в Кёнигсберге. Часть евреев эмигрировала из Пруссии, остальные были отправлены в концлагеря.
Первые упоминания об активности верующих-иудеев в К. о. относятся к 1949 г. В 1997-1998 гг. в Калининграде был создан «Еврейский религиозно-культурный центр», впоследствии расколовшийся. Сторонники хасидского направления зарегистрировали в 1999 г. «Еврейскую общину г. Калининграда», ортодоксы в следующем году создали «Еврейскую общину Адат Исраэль г. Калининграда». В 2008 г. в Калининграде была зарегистрирована еще одна ортодоксальная группа «Кетер Тора».
В 2011 г. в Калининграде была заложена синагога.
Буддизм. В Калининграде действует основанный в 1994 г. центр «Алмазного пути» школы Карма-кагью, к-рая принадлежит к модернизированному направлению в буддизме.
Новые религиозные движения представлены такими организациями и группами, как об-во «Сознания Кришны», «Церковь Виссариона» (см. Последнего завета церковь), «Объединение Муна» (см. Мун Сан-Мён) (имеет 3 орг-ции в Калининграде), движение «Ошо», об-во «Новый акрополь». Часто такие общины регистрируются не как религиозные, но как образовательные, научные, общественные объединения, центры нетрадиц. медицины. Особую активность в области проявляют сайентологи, имеющие 4 орг-ции (самые большие - в Калининграде и Советске); все они зарегистрированы как общественные, просветительские и т. п. Озабоченность вызывает деятельность рериховских об-в «Живая этика», активисты этого движения занимаются пропагандой своего учения в первую очередь среди молодежи.
Прекратившие существование религиозные группы. До Великой Отечественной войны на территории К. о. были известны конфессии и религ. движения, к-рые в наст. время в области не фиксируются: меннониты, Старокатолическая епископская церковь (основана в 1846 в Кёнигсберге Ю. Руппом, в 1875-1886 занимала главный католич. храм города), «Свободная евангелическая община» (с 80-х гг. XIX в. имела в Кёнигсберге молитвенный дом и кладбище), Реформатская кальвинистская церковь. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XX в. в Калининграде, Гусеве, Озёрске появились подпольные общины пятидесятников-сионистов, их лидер А. Капусткин в 1958 г. был осужден за антисоветскую пропаганду.